Тысячелетиями люди ведут селекцию домашних животных. Одних — для транспорта, других — как источник меха и шерсти, третьих — для употребления в пищу. С каждым поколением сельхозживотные становятся все лучше по нужным показателям. Лошадь тащит не только плуг, но и карету; овечья шерсть удлиняется; свиная туша покрывается толстым жиром — все ради тех целей, которые преследует человек.
Какие сельхозживотные проделали самый удивительный путь в этой селекции? Рассказываем о 10 неожиданных породах и их происхождении.
1. Лошади Шайр и Клайдесдаль: великаны-тягачи
Исторически европейские народы использовали лошадей в первую очередь как транспортное средство и инструмент для работы в поле. Значит, чем сильнее и выносливее конь — тем он полезнее в хозяйстве. Это направление селекции привело в конце Средних веков к появлению пород тяжеловозов — одной из первых среди них стали лошади Шайр.
Отец современной ветви этой породы прожил 15 лет (1755–1770 гг.), отличался вороной мастью и исключительными габаритами, а также обладал характерными для Шайров «щетками» на ногах. Его потомком был самый крупный конь в мировой истории — жеребец Мамонт, родившийся в 1848 году и имевший высоту в холке 219 см.
Клайдесдаль — шотландская порода тяжеловозов, выведенная от нескольких фламандских жеребцов в середине XVIII в. Когда «иностранцев» скрестили с местными кобылами, выяснилось, что потомство получается более массивным — и порода быстро обрела популярность по всему свету. Сегодня обе породы широко распространены в разных странах, правда, их значение как тяжеловозов не столь велико — и селекция направлена не столько на укрупнение особей, сколько на избавление Шайров и Клайдесдалей от генетических заболеваний.
2. Опоясанный Галловей: фабрика по производству стейков
Эта шотландская порода скота происходит от хорошо известного Абердин-Ангуса — по всей видимости, в начале XX в. безвестный фермер скрестил ее представителя с коровой породы Хайленд. Очевидно, стремился он к тому, чтобы получить больше высококачественного мяса — и вполне преуспел: сегодня Опоясанные Галловеи выращиваются преимущественно ради мраморной говядины, стейки из которой считаются деликатесами. Характерные особенности таких Галловеев — белый «пояс» различной ширины и отсутствие рогов.
3. Хердвикские овцы: шерсть до пола и дорогое мясо
А в чем ценность и уникальность северо-английских овец? В том, что эти приученные к жизни в холмистой местности животные обладают в равной степени первоклассным мясом и высококачественной серой шерстью. Причем представители этой необычной породы могут значительную часть жизни провести на свободном выпасе — без дополнительного кормления. Это делает их сравнительно дешевыми в содержании — правда, в сочетании с медленным взрослением и высокой смертностью от такой самостоятельности, разводить их все равно непросто.
4. Азиатский водяной буйвол: настоящий сыродел
Сразу две породы водяных буйволов — речные и болотные — широко распространены по территории Южной Азии, прежде всего, Индии. В Азии, а также в Южной Европе, арабском мире и даже Прикарпатье их использовали преимущественно как тягловую силу, но есть у них и другое достоинство — молоко буйволиц отличается высокой жирностью, а потому очень вкусное и отлично подходящее для приготовления многих других продуктов. Например, классический рецепт сыра моцарелла предполагает использование именно молока буйволиц.
Ключевая особенность этих животных — в том, что значительную часть дня, особенно в жару, они проводят погрузившись в воду. И фермерам приходится с этим фактором считаться: заставить упрямца-буйвола выбраться на берег и пойти работать не так-то легко. Правда, самцов можно приманить какой-нибудь дракой: бои буйволов пользуются большой популярностью во Вьетнаме и Таиланде. С развитием сельскохозяйственной техники роль этих животных все больше становится декоративной.
5. Обморочная коза: лаборатория для изучения генетической патологии
Из-за одной генетической мутации особи, независимо от пола и возраста, очень остро реагируют на любой стресс: громкий звук, резкое движение, перепад температуры — все это может отправить их в «нокаут» на несколько секунд или даже минут. Дело в том, что из-за стресса у обморочных коз возникает временный паралич мышц — и они падают, как будто замертво. Такое отклонение называется миотонией, и распространено оно не только среди парнокопытных: диагноз миотония, или болезнь Томсена, иногда ставится и людям, и среди симптомов этой патологии — довольно болезненные сокращения мышц и тики. Козы, падающие в обморок, немало поспособствовали изучению этого редкого заболевания, и благодаря им тысячи человек получили облегчение.
Впервые эти козы были выведены в штате Теннесси в 1880-е годы как мясная порода. Поэтому они обладают довольно внушительной комплекцией, широким туловищем и крепкими ногами.
6. Англо-нубийская коза: вислоухая красавица
Изначально эта порода разводилась как молочная, причем продолжительный период размножения позволял добиваться исключительно высоких годовых результатов по удоям. У молока Англо-нубийских коз нет характерного привкуса, оно мягкое, почти сливочное на вкус — и обладает средней жирностью порядка 7%. Однако насыщенный британский корм позволил «нубийцам» развиться и в мясном направлении: неудивительно, что эти вислоухие животные завоевали сердца многих животноводов по всему миру.
7. Ангорская коза: украшение для национальной валюты
Все знают, насколько пушист и забавен ангорский кролик — звезда любой агровыставки. А вот ангорские козы известны не так широко — хотя мы все знаем такое волокно, как мохер. Именно из шерсти ангорских коз и производится мохер — который ценится выше, чем овечья шерсть. Название козы, а также ткань ангора получили по той местности, где они были выведены: их родина — турецкая провинция Ангора. Название современной столицы Турции, Анкары, происходит от того же слова.
Первое европейское описание этих коз относится к XVI в., а о их роли в турецкой экономике красноречиво свидетельствует тот факт, что в течение 14 лет, с 1938 по 1952 гг., характерный силуэт ангорской козы украшал банкноту в 50 лир. Еще бы: козы этой породы производят от 4 до 5 кг шерсти за год — это абсолютный рекорд для всего вида!
8. Обыкновенные нанду: быстроногий Клондайк
В Европе в последние годы набирают популярность фермы нанду — крупных южноамериканских птиц, похожих на страусов. Они считаются лишь частично одомашненными, а потому их поведение в неволе далеко от идеального: не проходит и года, чтобы какой-нибудь нанду не сбежал с британской фермы. Подобно обморочным козам, нанду очень бурно реагируют на все необычное и странное, только не падают без сознания — а мчатся прочь со всех ног. Скорость они при этом развивают до 60 км/ч!
За что же фермеры так полюбили этих своенравных птиц? Во-первых, за потрясающего качества яйца — их масса достигает 620 г, одно такое яйцо может заменить 10–12 куриных. Причем самки могут откладывать их дважды в сутки. Во-вторых, за вкусное мясо. А в-третьих, за масло, производимое из их жира: масло нанду — важный ингредиент нескольких видов дорогой косметике.
9. Мангалица: бесполезная шерсть, толстое сало
Эта венгерская порода домашних свиней отличается густой кудрявой шерстью, которая напоминает овечью. Причем шерсть эта — длинная, и в этом мангалицам нет равных. Правда, какого-то продовольственного значения эта шерсть не имеет: дальше отдельных экспериментов дело не пошло, и эта порода уже два века считается прежде всего сальной. Уже к 7-8-месячному возрасту толщина сала у поросят достигает 5 см.
Вывели мангалицу в 1820-е гг., скрестив европейского дикого кабана и сербскую породу. Разведение мангалиц стало массовым хобби, а сало и блюда из свинины выделяет и без того самобытную венгерскую кухню среди соседей.
10. Альпака и лама: чуда не случилось
Разведение альпак и лам в странах Южной Америки, особенно в Перу — дань древней индейской традиции. Шерсть этих животных позволяет создавать чрезвычайно теплую одежду, что полезно в высокогорных Андах. Однако в последние десятилетия все больше ферм по разведению альпак и лам появляется и в других странах — в том числе в России. Правда, чаще они складываются как туристический аттракцион: с милыми животными фотографируются и обнимаются, и пользу эти милые существа приносят при жизни, а не после смерти, как это гораздо чаще бывает в животноводстве.
В начала 2020-х гг. у альпаковых ферм как бизнеса едва не случилось настоящего прорыва: по данным ряда международных исследований, в крови этих животных обнаружились нанотела, способные противостоять коронавирусу. А значит, белковый фермент крови альпак может стать основой для производства вакцины против SARS-CoV-2. Бума не произошло, поскольку другие технологии — векторных и мРНК-вакцин — оказались эффективнее и легче в массовом производстве.